Обратилась как-то ко мне одна дама с такой вот историей. Оказалось, что уже на протяжении двух лет она никак не может победить избыточный вес, вернее, последние 3-4 килограмма, которые от него остались. Путем неимоверных усилий, постоянного контроля за собой, диеты и упражнений, ей удается сбросить пару килограммов, но потом, стоит ей немного успокоиться, сходить в гости, килограммы возвращаются, и все приходится начинать сначала.
Светлана своя на разных интернет — форумах, где идет обсуждение разных похудательных систем. Ежедневно по несколько раз она выходит в сеть, посоветоваться, задать вопрос, узнать, как у кого дела, пожаловаться на себя или похвастаться своими успехами в зависимости от обстоятельств. Высокая, стройная, тридцати пяти лет, преподаватель в институте, есть семья, муж и ребенок.
На мой вопрос, а зачем ей, собственно, худеть, Света через паузу и задумчивое «ну-у-у» предположила, что так ей будет легче покупать модную одежду. А эта, что, не модная? Нет, эта тоже модная, но та будет еще моднее... Поняв, что дело все-таки не в одежде, Светлана стала предполагать, что похудеть было бы хорошо, потому что это понравится мужу. Но оказалось, что мужу она нравится и так. Для здоровья? Но она вполне здорова. Из страха, что вес может расти и дальше? Но поддержание веса, совсем другая задача. Там вообще не надо никаких мучений. Под конец, устав искать повод для своих диет, Света в сердцах воскликнула: «Согласна с Вами, доктор, мотив, самое главное! Вот и у нас на форуме, часто идет обсуждение, что бы такое себе сказать, чем бы таким запудрить себе мозги, чтобы точно захотелось похудеть, навсегда и без всяких срывов!».
Получается, что моя пациентка действительно не знает, зачем ей худеть. Но раз упорно продолжает это занятие, значит причина у ее действий все-таки имеется, просто она скрыта от ее понимания в подсознании.
Попробуем ее найти.
Итак, зачем Света снова и снова пытается похудеть? На этот счет у меня есть несколько версий.
Версия первая. Назад в молодость
Возможно, моя пациентка надеется с помощью этого похудения вернуть что-то такое, от нее ускользающее. Например, ее прежнюю молодость, ее прежнюю привлекательность.
Но почему она решила, что все это к ней вернется, едва она сбросит эти свои три-четыре килограмма? Почему она уверена, что непривлекательна сейчас, и уверена ли в этом? Нет, скорее, она уверена в обратном. Возможно, к своей привлекательности она относится не совсем по-взрослому. Мол, женщина хороша, пока молодая. Но ведь это не так, привлекательность женщины целиком определяется ее уверенностью в себе. Правда, понимание этого приходит в процессе взросления, но именно взрослеть Света больше всего и боится.
Чем для нее грозит взросление? Ну, на этот вопрос она-то знает ответ: морщинки, лишние складки, естественно, снижение внимания мужчин. Другими словами, годы ничего хорошего Светлане не несут, только отбирают, ту же молодость и надежду на светлое будущее.
Вот она и борется с собой. Но поскольку в процессе похудения моложе она не становится, да и лучше тоже, наоборот, портится цвет лица, получается, что ее страдания теряют смысл.
Периодически накал борьбы ослабевает, вес растет, потом Света снова за себя берется, вес на какое-то количество килограммов снижается, потом опять срыв и новый виток нарастания веса. В чем здесь ошибка?
Свою проблему Света ищет не там, где эта проблема имеется, а там, где ее проще найти.
Известно, что полноватые люди чаще выглядят постарше. Вывод — надо похудеть, и будешь выглядеть моложе. Но зачем? Чем уж таким твоя жизнь изменится, если ты сбросишь три-пять килограммов? Никаких таких изменений Светлана не находит. Окружающие реагируют на нее так же, никто ее геройства не замечает. А раз так, то зря мучилась. Значит будет срыв и новый виток нарастания веса.
Все было бы иначе, если бы Светлана воспринимала свой возраст (вполне еще, скажем, юный) не как череду потерь, а как приобретение. Ведь с годами приходит опыт. Если раньше она не знала, кто ей нужен, и была привлекательной, так сказать, на всякий случай, то теперь ее пассивное ожидание может смениться активной позицией. Она может обрести инициативу в выборе. Именно этим и отличается взрослая женщина от подростка.
И сейчас кстати не поздно изменить свои взгляды на жизнь, сменить бесплодное ожидание на деятельность, скуку на активную позицию. Что будет тогда с этими лишними килограммами? Если они ей действительно мешают, она легко их сбросит, если же, с ними ей лучше, то оставит. Теперь уже ей решать. Кстати, женщина, которая знает, чего она хочет, в глазах мужчин выглядит гораздо более интересной, чем та, которой не знает, зачем она живет.
Версия вторая. Борьба с весом, как актуальное занятие, наполняющее жизнь смыслом.
Мне показалось, Света, живя в достатке и имея, все, что и положено иметь женщине ее лет, не очень-то этому рада. Причина понятная. Инициатива во всех ее делах принадлежала мужу. Он решал, когда и за кого ей выходить замуж, когда и каких рожать детей, где жить и чем заниматься. Особо Света не возражала, полагая, что так и должно, но не очень-то и ценила, то, что имела: все это было ею не выбрано.
Естественно, все это здорово портит ее самооценку, мешает относиться к своей жизни, как к полноценной, наполненной событиями, борьбой и страстями. И тут подворачивается этот самый избыточный вес. Ведь, кажется, пока этих лишних килограммов не было, Света чувствовала себя гораздо увереннее, а после эта уверенность куда-то по иссякла. Но после, еще не значит, в следствие... И вот Света обретает и очень увлекательное занятие, а с помощью интернета и много новых друзей, готовых придти на помощь, посоветовать, какая диета лучше, поддержать в борьбе с аппетитом, и так далее. Через какое-то время, сбросив несколько килограммов, она превращается в значимую фигуру. Теперь она сама дает советы, помогает тем, кто сомневается, дает гневную отповедь разного рода проходимцам, предлагающим худеть на Аткинсе, хотя давно уже всем понятно, что Аткинс — отстой, надо худеть по Протасову...
И опять, спустя некоторое время, когда цель, кажется достигнута (осталось каких-то 2-3 килограмма), как-то ко всей этой теме теряется интерес, возникают более неотложные дела, снижается контроль, и вес начинает расти. И тому тоже есть причина, ведь на подсознательном уровне ей теперь никак нельзя худеть. Похудение грозит ей теперь потерей актуального для нее сообщества. Она снова рискует остаться одной, без дорогих ее сердцу подруг, без насыщенной событиями и страстями жизни. Вот и получается, что в ее похудении процесс для Светланы гораздо важнее, чем результат. Как говорится, похудение ради похудения...
Версия третья. Кто виноват?
Если кто-то из нас недоволен своей жизнью, он должен встать и что-то в ней изменить. А если на поступок не хватает смелости? А если не знаешь, что и как следует менять? А если боишься наломать дров? Тогда, конечно, лучше ничего такого не делать. Но чтобы было не так обидно, лучше назначить кого-нибудь в качестве виноватого. И лучше бы, чтобы виновато было что-то такое, что в принципе можно исправить. Например, тот же избыточный вес. Ведь известно же: и мужчины (якобы) не так смотрят, и подруги посмеиваются, и начальство с продвижением по службе полненькую норовит обойти.
И тогда мы начинаем борьбу с собой. Раз виноват, на, получи! В своих действиях мы избыточны. Достаточно есть поменьше, а мы норовим голодать. Достаточно прогуливаться, а мы заставляем себя бегать. Другими словами, все наши действия преследуют не столько цель немного похудеть, сколько побольнее наказать свой организм за полноту, а себя за душевную слабость и чревоугодие. Понятно, что особого похудения от таких действий не происходит, а происходит лишь шараханье из крайности в крайность. Но есть надежда, что однажды мы себя победим, похудеем, и все в нашей жизни наладится.
Версия четвертая. Страх отпустить вожжи.
В процессе следования своим диетам Светлана ощутила, что теперь у нее все больше усилий уходит не то что на похудения, а на простое поддержание веса. Небольшой загул типа новогодних праздников, и пожалуйста — новые три килограмма, которые потом приходится мучительно сбрасывать чуть ли не до лета. Естественно, ей страшно, что вот так вот, как эти три, набегут и все тридцать. А значит, надо не прекращать усилий, не расслабляться. Но от идеи, что это придется делать всю жизнь, становится еще страшнее. Думаю, мою пациентку вполне бы устроило, если бы она была уверена, что ее вес больше нарастать не будет. Но такой уверенности у нее нет.
Какая же версия у Светы является ведущей? Не знаю, может быть, в каком-то сочетании присутствуют и все четыре? Одно понятно, вступая на путь борьбы с собой, берясь за похудение, не особо понимая, что это ей даст, моя пациентка мало того, ничего не получит, она еще и здорово рискует своим здоровьем. Ведь все эти диеты, часто далеко не продуманные, не сбалансированные, научно не выверенные, таят в себе разного рода дефициты и опасности.
При длительном их применении возможны и гастрит, и образование камней в желчном пузыре, и гиповитаминоз, и снижение иммунитета, и может много чего еще похуже. Плюс еще одна напасть, от таких полуголодных сессий через серию срывов может действительно нарастать избыточный вес. Ведь с каждым разом человек тратит все больше сил и на то, чтобы снизить вес, и на то, чтобы удержать полученный результат.
Думаю, очень многие найдут историю моей пациентки чем-то похожей на свою. Пытаемся похудеть, но не совсем ясно, зачем это надо, вроде и близкие в один голос говорят, что и так хорошо, но как-то не очень с надеждами на будущее, и настроение неустойчивое...
И что же нам с таким похудением ради похудения делать?
Оставить все, как есть? Смотрите, сколько здесь появляется психологических выгод!
Но... любая наша деятельность, не продиктованная истинной нуждой, рано или поздно приведет к депрессии и другим личностным проблемам. Поэтому лучше предпринять усилия и разобраться наконец в своих нуждах и чаяниях. Если необходимо, прибегнуть к помощи психолога.
Вообще, неплохо бы попытаться посмотреть на проблему лишнего веса с другой стороны: все наши похудательные усилия, порой не более, чем симптом, отражение какого-то нашего душевного неблагополучия. То есть, не килограммы являются причиной наших неудач, а наоборот, вес растет, поскольку мы не доверяем себе, считаем свою жизнь не больно-то счастливой, а свое будущее отнюдь не безоблачным. Вообще, пока в понимании этих вещей у человека не начнется прогресс, ему бы свое похудение вообще прекратить. Вполне будет достаточно, если на период душевных исканий мы ограничимся поддержанием веса — маложирное питание, прогулки, полноценный сон.
Должен предупредить, далеко не всегда наши душевные проблемы решаются легко и быстро. Уж больно мы привыкли скорее обвинять других, боимся брать ответственность за свою жизнь на себя. Многие женщины не допускают инициативы, особенно в отношениях с мужчинами. Им кажется, что такое поведение их недостойно. Но над собой надо работать. Цена вопроса достаточно высока — на кону не много не мало, личное счастье человека, гармония и мир с собой, налаженная семейная жизнь, добрые отношения на работе, успешная карьера, счастливые дети.
А лишний вес, с которого собственно все и началось? С ним что делать? Отвечаю: с ним будет следующее. Если теперь, после разрешения душевных комплексов вам захочется похудеть, никаких проблем не будет. Ведь теперь уже никаких вторичных выгод ни килограммы, ни беспощадная борьба с собой уже не имеют. Вполне будет достаточно бережного разгрузочного питания и тонизирующих упражнений. Если же вы найдете, что эти 2-3 килограмма (ну или чуть больше) вовсе никакие не лишние, вы не будете худеть, но и переживать по их поводу тоже больше не будете!
Доктор медицинских наук Михаил Гинзбург