КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КОНФЛИКТ
Конфликт — столкновение, спор, грозящий осложнениями. Конфликты, разные по значимости и последствиям, возникают постоянно. Некоторые разрешаются мгновенно, не оставляя ни малейших царапин в душе; другие разрешаются трудно, разрастаются и требуют постороннего участия.
Основные причины конфликтов:
— отсутствие одинаковых оценок ситуаций, действий, событий;
— эгоизм;
— общение с трудными людьми (в том числе с трудными детьми);
— различие в собственных планах сторон;
— личностные качества — недоверие, подозрительность, «одеяло на себя»;
— разный образ жизни.
Задача разрешения конфликтной ситуации заключается в выборе оптимального решения, не ущемляющего самолюбия сторон, улучшающего и смягчающего дальнейшее общение. Тут могут быть сложности...
Сложности в разрешении конфликта:
— недостаток информации,
— боязнь выбора,
— особенности личности конфликтующих сторон,
— острота ситуации.
Что же делать, как избежать излишних конфликтов? Основное правило — подавить свои эмоции и стараться «отстраниться»: не принимать в свой адрес отрицательные «выплески», «взрывы» трудного человека. Не попадать под влияние, особенно негативное. Не забывать о своих установках, о своём взгляде на вещи. Попытаться «раскрыть» человека для себя, особенно, если вы дорожите дружбой с таким человеком. Конфликты с трудными людьми требуют особого терпения и чуткости при разрешении, и легче всего ликвидируются, при условии контроля над эмоциями и особенностями личности сторон.
12 ПРАВИЛ КОДЕКСА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
1. Дайте партнеру «выпустить пар».
2. Требуйте обоснования его претензий или обвинений.
3. Используйте неожиданные приемы для погашения его агрессии.Научитесь гасить агрессию партнёра .
4. Свою негативную оценку подавайте в виде отражения собственныхчувств.
5. Предлагайте партнеру сформулировать желаемый конечный результат.
6. Рассматривайте проблему конфликта, как задачу из учебника и ищите еерешения.
7. Дайте партнеру «сохранить свое лицо».
8. Отражайте как эхо его высказывания, чтобы избежать непонимания.
9. «Сохраняйте и свое лицо», удерживайтесь в позиции «на равных».
10. Не бойтесь компромисса и не уходите от извинений.
11. Оформляйте принятую договоренность.
12. Не разрушайте отношения.
ТАБУ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Нельзя:
1. Критически оценивать партнера.
2. Приписывать ему низменные или плохие намерения.
3. Демонстрировать знаки превосходства.
4. Обвинять и приписывать только другому ответственность.
5. Игнорировать чужие интересы.
6. Видеть все только со своей позиции.
7. Уменьшать заслуги собеседника и его вклад.
8. Преувеличивать свои заслуги.
9. Раздражаться, кричать, нападать. Держите себя в руках .
10. Задевать «болевые точки» и уязвимые места партнера.
11. Обрушивать на партнера множество претензий.