Суть его удивительно проста. Для того чтобы похудеть, необходимо увеличить энергозатраты (физическую нагрузку) и уменьшить энергопотребление (снизить калорийность питания). Поскольку иначе просто быть не может! Только тогда организм начнет восполнять недостаток энергии за счет расщепления жиров из жировых депо, прежде всего из подкожной жировой клетчатки (того, что в обиходе и называют «жиром»). Как видите, здесь пока ничего нового не предлагается, и его величество Закон сохранения энергии остается нерушимым. Поскольку поступающей с пищей энергии недостаточно для покрытия текущих расходов, стало быть, надо взять ее (энергию) из запасов. А где у нас запасы энергии? В жирах и гликогене, расщепление которых (липолиз и гликогено-лиз, соответственно) и происходит при вынужденном или добровольном ограничении в питании (полуголодная или голодная диета). Все это было бы хорошо, даже просто замечательно, но если это делать одновременно (целый день охотиться за мамонтом (шейпинг) и при этом его не поймать (диета)), то организм вначале, разумеется, будет сжигать жиры. Однако потом, как только представится возможность, вернет их обратно. Причем обязательно вернет не просто утраченные килограммы, но зачастую с небольшим избытком вследствие активации липопротеинлипазы. Организм сделает это в полном соответствии с законами природы, так, на всякий случай: вдруг еды скоро не будет совсем! Худеющие по шейпинговым и прочим программам активного похудения, как правило, ничего не знают об этих энергетических качелях[1]. Вариант «поработал и не поел» с организмом не проходит — он впадает в панику. И не надо сердиться за это на свой организм: он ведет себя точно в соответствии с законами физиологии — превращает жировое депо в «неприкосновенный запас» так сказать, на случай наступления нового ледникового периода. И когда этот период все-таки наступает (например, если поголодать на фоне утренних обливаний холодной водой по Порфирию Иванову), то организм про себя отмечает, как он был прав (и мудр!), что сберегал драгоценную жировую ткань на самый что ни на есть черный день, который вот, собственно, уже и наступил. Иными словами, наш организм живет в полном соответствии с известной русской пословицей: «Пока толстый сохнет, худой сдохнет». Так оно, конечно, читателю будет понятнее, нежели описывать это явление с позиций активации фермента липопротеинлипазы, но по сути дела в этих описаниях речь идет об одном и том же: действительно об активации липопротеинлипазы в ответ на недостаточное поступление нутриентов. Уж поверьте на слово специалистам по физиологии человека, точнее и не сказать...
Однако остается висеть в воздухе все тот же сугубо практический вопрос: как этого избежать? Каким образом можно похудеть надолго, не опасаясь возврата с таким трудом потерянных килограммов? У ВДУМЧИВОГО читателя ответ, что называется, уже напрашивается сам собой...
Для этого необходимо всего лишь развести во времени увеличение энергозатрат (физическую нагрузку) и энергопотребление (диету) в соответствии с физиологическим ритмом восстановления энергозатрат на третьи сутки после нагрузки. В итоге на третьи сутки организм начнет сжигать жиры без тенденции к скорейшему их восстановлению — так сказать, « в рабочем порядке». Ведь в дикой природе далеко не всегда удавалось досыта поесть, но организм все равно должен был «свести дебет с кредитом» и восполнить затраченные ПОЗАВЧЕРА калории тем или иным способом:
Главное здесь — не допустить метаболической паники, сопровождающейся активацией липопротеинлипазы, которая сделает все возможное, чтобы вернуть с таким трудом потерянные килограммы, да еще и с небольшим избытком.
И опять все тот же, единственно правильный в этой ситуации вопрос: а как все это осуществить практически? Чтобы было яснее, мы обсудим все тонкости предлагаемой методики на конкретном примере. Вот перед нами Дама, решившая немного похудеть.
Рассмотрим ее примерный ежедневный режим, направленный на планомерное похудение без вреда для здоровья.
День первый
С некоторых пор (прочитав предыдущий текст) она знает, что в один прекрасный день, а именно сегодня, ей необходимо максимально затратить энергию, дабы на послезавтра сформировать максимальную потребность в восполнении затраченной сегодня энергии. Она сходила на занятие шейпингом (или на стадион), побегала по магазинам (или перекопала грядки на даче), а вечером еще и встретилась с любовником или устроила сексуальный марафон с мужем.
В общем, затратила максимум всевозможной энергии, но при этом, что очень важно, ни в коей мере не ограничивала себя в еде. В противном случае она бы не смогла сделать и половины того, что успела в этот знаменательный день, поскольку одним из пусковых механизмов включения энергозатрат у нас является именно еда. На языке физиологии это называется специфическое динамическое действие пищи, а словами Винни Пуха то же самое выражается хорошо известной формулой «А не пора ли нам подкрепиться?». Ведь мы едим вовсе не для того, чтобы тут же затратить полученные калории (как нас в этом убеждают некоторые не особо грамотные диетологи). Но, тем не менее откуда же организм получает энергию для выполнения текущей работы? Да только из тех энергетических запасов, которые были сделаны ЗАРАНЕЕ. Отсюда становится возможным тот прилив энергии, который мы испытываем сразу после еды. Народу это было понятно и без каких-либо объяснений, о чем свидетельствует пословица «На пустое брюхо всякая ноша тяжела».
Правда, так получается далеко не всегда. Бывает, что после еды наступает сонливость: «Не ем, так не могу; а поем, ног не сволоку». Вспомните свое состояние на вечеринках с хорошим угощением. Если вы съели кусок хорошего мяса, то вам ничего не стоит отплясать еще часа два без особой усталости. А вот после жирного пирожного с чаем можно и незаметно прикорнуть. Все это различные эффекты специфического динамического действия пищи. Известно, что после белковой еды уровень энергозатрат может возрасти чуть ли не на 40%, тогда как после углеводной — всего лишь на 5-10%, а после приема преимущественно жиров уровень энергообмена может даже понизиться.
Так что если вы ставите перед собой задачу затратить энергию по максимуму, то не пренебрегайте в тот первый день, когда вы запускаете цикл на собственное похудение, обычной белковой пищей (яйца, мясо, сыр). И побольше, побольше!
День второй
Этот день наша Дама может смело посвятить отдыху после вчерашнего. Наверняка ей есть о чем вспомнить, но при всем при том она уже пометила вчерашний день красным кружочком в своем личном календарике, дабы не забыть про день завтрашний! А сегодня... мышцы, как и положено, побаливают, тело настоятельно требует отдыха, ум настроен на созерцание — одним словом, пусть она получит в полной мере восхитительную возможность ничего не делать. Сие означает только то, что не стоит вновь давать физическую нагрузку, поскольку вы, как и наша доблестная Дама, уже и так вчера хорошо поработали. Напоминаю, на второй день после энергозатратной нагрузки никаких дополнительных усилий не требуется — отдыхайте себе на здоровье. И не забудьте, что во второй, как и в первый, день вы продолжаете есть все подряд без каких-либо ограничений, как будто вовсе и несобирались худеть... Это была, конечно, шутка!
День третий
Утром третьего дня наша Дама проснулась с твердым намерением жестко ограничить себя в еде и с легкостью необычайной пропустила свой обычный завтрак. Ничего героического, впрочем, в этом нет, поскольку обычно уровень глюкозы в крови с утра и так значительно превышает норму, из-за чего по утрам многие люди не испытывают особенного аппетита. Но вот ближе к обеду наш организм начинает требовать восполнения позавчерашних энергозатрат.
— Очень хочется есть! — говорит наша доблестная Дама и... выпивает чашечку крепкого кофе. Кофеин, содержащийся в этом «напитке богов», запускает гликогенолиз (процесс расщепления гликогена), в результате чего уровень сахара опять возрастает и на какое-то время наша Дама перестает думать о еде.
Если помните, в главе о коммерческих пищевых добавках мы подробно обсуждали подлинный механизм действия так называемых сжигателей жиров, которые на самом деле ничего не сжигают, но представляют собой просто средства для подавления аппетита, среди которых кофеин является лишь одним из наиболее доступных и дешевых способов понизить аппетит. Иными словами, делайтесвой «Гербалайф» сами! Для любителей чая годится крепкий чай хорошего качества с тем же заменяющим пищу действием. Важно сделать так, чтобы при низкой калорийности дневного рациона (кофе или чай, можно с конфеткой) вы не испытывали щемящего чувства голода, запускающего механизм метаболической паники, которая переориентирует организм на накопление жира (активацию липопротеинлипазы).
Однако ближе к вечеру на одном чае или кофе жить становится все труднее и труднее. И, хотя жировые клетки уже потихоньку освобождаются от своих жировых накоплений, организм все настойчивее требует восполнения затраченной позавчера энергии не только за счет жировых отложений, но и за счет поступления хоть каких-нибудь калорий извне. Так что вечером надо будет все-таки устроить себе полноценный ужин. Иначе наши родные клетки нам просто не дадут уснуть. И здесь нам поможет опыт наших православных предков, накопленный ими при соблюдении традиционных постов. А у них «...время для ежедневного принятия пищи в постные дни по древнему обычаю назначается позднее обыкновенного, большей частью вечернее»[2]. Аналогичное правило строго соблюдается и во время мусульманского поста (ураза), когда пища принимается уже после захода солнца.
«А в среду — пост»
Но самое интересное заключается в обычае однодневного поста, который издавна соблюдался на Руси каждую неделю в среду и в пятницу. Причем особо рьяно соблюдался пост в среду. Судя по всему, истоки этого поста уходят в дохристианскую древность, когда было подмечено, что если «понедельник — день тяжелый», то наилучшим будет «в среду — пост». Бросается в глаза полная аналогия с физиологическим трехдневным циклом энергозатрат-энергопотребле-ния, который и нашел свое воплощение в обычае ограничивать себя в еде (пост) на третий день после относительно больших энергозатрат («понедельник — день тяжелый»). Христианское толкование поста по средам — пост как память о предательстве Иуды — здесь очевидно более позднее и носит явно вторичный характер, как и многие другие чисто конфессиональные интерпретации тысячелетних традиций.
Если обратиться к многовековому опыту русского народа в соблюдении постов, то на постную среду разрешалась вареная растительная пища с елеем (освященное растительное масло)[3]. Соответственно, вы вполне можете себе позволить вечером или даже на ночь перед сном любые тушеные овощи на подсолнечном масле. Это даст вам чувство насыщения (растяжение желудка) и общего расслабления (парасимпатический тонус), столь необходимые для полноценного сна, да и о пользе грубоволокнистой пищи (овощи) для нашего организма уже достаточно много хорошего сказано[4].
И еще один немаловажный момент. С давних времен пост в среду (и в пятницу) строго соблюдался в течение всего года. Значит, однодневные посты на третий день после физической нагрузки и сейчас можно смело использовать в качестве средства для коррекции собственного веса, не опасаясь, что это может привести к каким бы то ни было вредным последствиям для нашего организма. Важно здесь то, что, оказывается, такой режим (низкокалорийная диета на третий день после физической нагрузки) можно соблюдать практически неограниченное время — у православных христиан это было вообще частью их образа жизни.
[1] И откуда им это знать, если у них в зале висят известные аэробические таблицы, в которых сразу после еды предлагается истратить полученные калории. Иными словами: съели кусочек торта, будьте любезны после этого в спортивный зал — отрабатывать полученные калории. Эта внешне логичная и даже вроде бы научная схема представляет собой один из самых замечательных примеров тотальной физиологической безграмотности многих диетологических рекомендаций. В данном случае авторам предлагаемых таблиц полагалось бы знать, что съеденная пища попадет в кровь не ранее чем через 6-8 часов (углеводы), а белки и жиры — ни много ни мало через 36 (!) часов. И «вытряхивать» из них энергию немедленно после еды рановато...
Ринад Минвалеев Похудеть без вреда.
10