× Попробуй Калорийку на Android: Get it on Google Play
Чт, 5 января, '12
Мода

кутья и коляды

 

Искала рецепт кутьи (коливо, сочиво) к рождественскому столу и нашла, кроме рецепта интересную информацию  – делюсь со всеми желающими почитать.  Приём пищи был в старые времена священнодействием: было важным что есть и когда есть. Всем любопытным станет известно, что такое кутья, история традиции её приготовления на рождество и что за праздник коляды: « Первый день Коляд считался исключительно семейным праздником. Те, кто по разным причинам оказывался далеко от дома, стремились завершить свои дела и вернуться к рождественскому ужину. В народе верили: будем все вместе за священным столом, так же вместе и дружно проживем весь год».

Источник: http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2088/4077.htm.

Кутья

Кутья - ритуальная пища, являющаяся обязательным блюдом трапез в кануны святочных праздников: Рождества, Нового года, Крещенья, - а также в дни общего поминовения мертвых, или родительские дни: Масленичная суббота, Радуница, Троицкая суббота и Дмитриев день. Кутья представляет собой род каши, особенностью которой является использование цельных зерен и ягод, а также меда, придающего блюду сладкий вкус.

Значение кутьи как обрядовой пищи обусловлено символикой составляющих ее ингредиентов. Так, зерно (чаще всего пшеница, а также ячмень, пшено; в городской среде рис; в Вологодской губ. к пшенице добавляли горох) в традиционной культуре является символом жизни и плодородия, так как оно и надолго сохраняет, и вновь воссоздает жизнь, и умножает ее. На примере брошенного в землю зерна наиболее ярко очевиден свойственный традиционной культуре мотив возрождения через смерть.

 Реальная жизнь зерна в рамках календарного года (семя - растение - семя ) является одним из витков вечного кругооборота жизни. Кроме того, из одного семени вырастает колос со множеством зерен, что объясняет использование в обрядовой практике зерна как объекта, обладающего продуцирующей силой.

Добавляемые в кутью ягоды (изюм; сушеная черемуха в Сибири) являются тем же семенем, облеченным плодом и, соответственно, имеют то же символическое значение, что и зерно.

Третьим компонентом кутьи был мед, или сыта (разварной мед на воде). В Сибири мед заменяли хлебным суслом - сладковатым наваром на муке и солоде (солод - пророщенное, засушенное и крупно смолотое хлебное зерно; является основой для варения пива). В Вологодской губ., если не было меда, то в кутью добавляли сок конопляного семени.

Символическое значение меда связано с образом пчелы, его производительницы. Народное отношение к пчеле как к священному существу объясняется представлениями о ее идеальности по самым разным параметрам. Одно из наиболее распространенных народных определений пчелы - "Пчела Божья угодница", так как доставляет воск на свечи. Представление о пчеле как высоком (божественном) существе нашло отражение в поверье, что она жалит только грешника. В мифопоэтических представлениях образ пчелы связывается с женским началом, но его исключительность подчеркивается, например, в загадках отличием от какого бы то ни было социовозрастного статуса женщины при полной реализации всех жизненных женских задач и работ: "Ни девка, ни вдова, ни замужняя жена: детей водит, людей питает, дары Богу приносит" (Даль В.И., 1996, т.3, с.546). В этом же ключе в загадке подчеркивается безгрешность, непорочность пчелы: "Ни солдатка, ни вдова, ни замужняя жена: много деток уродила, Богу угодила"(Даль В.И., 1996, т.3, с.546). Близость пчелы к Богу через социовозрастные статусы "чернички" (старой девы) и "старухи", также отмеченные признаком непорочности, и созидательное начало пчелы отразились в загадках: "В тесной избушке ткут холсты старушки" и "Сидят чернички в темной темничке, вяжут вязеночки, без иглы, без ниточки" (Даль В.И., 1996, т.3, с.546). Идеальность работы пчелы раскрывается и через мотив необычности ее труда ("без иглы, без ниточки"; ср. также: "Сидит девица в темной темнице, вяжет узор, ни петлей, ни узлом"(пчела) - Даль В.И., 1996, т.3, с.456), и через мотив избыточности труда пчелы ("И на себя, и на людей, и на Бога (церковь) трудится" - Даль В.И., 1996, т.3, с.545-546), и через определяющий предыдущие мотив знания-мудрости пчелы ("Одной пчеле Бог науку открыл" - Даль В.И., 1996, т.3, с.546). Последний мотив, несомненно, высокой степенью "организованности" пчел и создаваемых ими меда и сот. Структура пчелиных сот, по народным представлениям, характеризуется тем, что окружности их ячеек при пересечении образуют подобие креста, в отличие от сот водяного, которые последний опускает в улей пчеловода, принесшего ему жертву. В таких сотах ячейки, расположенные одна за другой, образуют общую трубку. Противопоставление пчелиных сот и сот водяного еще раз отсылает к мотиву причастности пчелы к Богу. Существенными являются также мифопоэтические представления об "иностороннем" происхождении пчелы: из заморской стороны - из земли Египетской, из горы, из пещеры в стране "идольской" или, наоборот, райской. У русских широко распространена также легенда о происхождении пчел из мертвой лошади, брошенной в воду. В свете отмеченной выше универсальной для традиционной культуры идеи вечного кругооборота жизни представляется существенным мотив возникновения пчелы из тела мертвого животного или из "иного" мира (гора, пещера, райская или "идольская" страна). Показательно в этом же плане, что "в раннехристианском искусстве катакомб пчела символизировала восставшего из смерти Христа, бессмертие" (МНМ, 1992, т.2, с.355). Все эти многочисленные представления о пчеле (исключительность, божественность, непорочность, созидательность, мудрость образа, то есть, в конечном счете, - идеальность) обусловливают и соответствующее символическое значение меда как обрядовой пищи: и в чистом виде, и в составе ритуальных блюд (хмельных напитков, пирогов, пряников и проч.), в том числе и в кутье.

Таким образом, символика всех составляющих кутьи - зерна, ягод, меда - и, соответственно, ее самой сводится к идее постоянного возрождения жизни через смерть. Ритуальное вкушение подобной пищи приобщало и человека к этому процессу вечного кругооборота жизни. Поэтому кутья входила в состав блюд основных "пограничных" временных вех святочного периода, открывающего новый календарный круг, а также использовалась в "переходных" обрядах жизненного цикла человека (родины, свадьба, похороны). Особо закрепившееся в традиции и сохраняемое до сих пор приготовление кутьи к поминальному столу (кутью, наряду с другими блюдами, приносили также на могилы родных в Радуницу) свидетельствует об актуальности вкушения жизнеутверждающей пищи именно для мертвых. С другой стороны, обязательность кутьи для святочных трапез указывает на то, что Святки были временем поминовения умерших, то есть временем включения их вновь, как и всего в природе, в вечный круговорот жизни. Для поддержания своих предков в этом движении часть пищи и поминального, и святочного стола специально оставлялась для них.

 Во время праздничной трапезы кутья занимала почетное место на столе, покрытом белой скатертью. В некоторых местах в рождественский сочельник горшок с кутьей ставили в красный угол вместе с не обмолоченным снопом ржи. Часть оставшейся после ужина кутьи дети разносили по домам бедняков, а часть вместе с другими недоеденными блюдами до утра сохраняли на столе для душ покойных.

Кутья была настолько важным обрядовым блюдом, что дала название святочным трапезам: первую, рождественскую, в южнорусских губерниях называли "постной" или "богатой" кутьей; вторую, в Васильев вечер, - "богатой" в южнорусских и "жирной" в северо-западных губерниях"; третью, в крещенский сочельник, - "голодной" кутьей. В Новгородской и Псковской губерниях рождественский сочельник назывался "кутейником".

В дохристианский период  готовили на праздник  Коляда́ — традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием. Источник: http://www.belta.by/ru/articles/dossier/Koljadnyj-obrjadovyj-uzhin---kutja_i_496.html;  http://www.rukukla.ru/article/trya/kolada.htm.

Коляды - древний славянский праздник. Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и, видимо, одноименное божество. Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря. А праздник Коляды справляют с 25 декабря по 6 января (Велесов день). Праздник Коляды иначе называют Даждьбожий день или Карачун.

Празднование Коляды происходило с 25 декабря/7 января (Рождество Христово) по 6/19 января (Крещение Господне). В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.

С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.

В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.

Колядам предшествовал довольно строгий шестинедельный пост, во время которого необходимо было придерживаться многочисленных ограничений в еде. Во время Коляд обязательно проводили три обрядовых ужина - кутьи. Название праздничных ужинов произошло от названия основного обрядового блюда - густой каши, приготовленной из ячменя или пшеницы, заправленной медом. Ее обязательно подавали на стол в конце трапезы. Кутьи чередовались во времени с разницей примерно в неделю. Сначала праздновали бедную (постную) кутью, затем богатую (щедрую), третья кутья снова была постной (водяной).

Продукты, из которых готовилась кутья, имели символическое значение: зерно считалось символом воскресшей жизни, мед - символом здоровья и благополучного быта, "сладкой" жизни. Считалось, что чем богаче, то есть вкуснее и сытнее, кутья, тем лучше будет урожай и выше достаток в семье.

На все три кутьи каша варилась в одном и том же горшке. Готовить ее от начала до конца должен был кто-то один - сама хозяйка, невестка или замужняя дочь. Это должно было обеспечить семье единство и целостность на протяжении всего следующего года. Считалось, что кутья должна быть густой и клейкой. Это значило, что в наступающем году семья будет жить в согласии, и никто не умрет. Пробовать кашу во время приготовления запрещалось. Готовую кутью ставили до захода солнца в красный угол. При этом под горшочек клали сено, а сверху накрывали буханкой хлеба.

Перед Рождеством, первым днем Коляд, праздновали бедную (постную) кутью. Она справлялась с большой торжественностью и чаще называлась Великой. Так как торжество припадало на последний день поста, все блюда, которые подавались на стол, готовились без мяса и животного жира. Отсюда и название - "бедная", "постная". Количество блюд зависело от достатка семьи. Их могло быть 5-7 или 9-12. В первую очередь готовили блины, квас с грибами, рыбу, овсяный кисель.

Стол перед рождественским ужином накрывали по-особому. Под скатерть обязательно клали сено. Этот обычай связан с историей появления на свет Христа. Согласно ей, сено было в яслях, в которые Мария положила младенца после рождения. Так у белорусов и возник ритуал застилать праздничный стол на Коляды сеном, а затем уже скатертью. Оно лежало под скатертью три дня, а затем его отдавали прямо из рук домашним животным. В конце первого праздничного ужина с помощью этого сена гадали. Кто-нибудь из семьи вытягивал две травинки, поджигал их и подкидывал вверх. Если сухие травинки упадут, касаясь друг друга, считалось, что семья проживет год дружно; если рассыплются в разные стороны, то предполагали, что домочадцев настигнут болезни и личные недоразумения.

Рождественский ужин начинался с восходом первой звезды. На середину стола хозяйка ставила горшочек с кашей и тарелку с блинами. Блины разрезали крест-накрест и таким образом освящали их. Хозяин зажигал свечу, читал молитву, затем ставил свечу в красный угол и первым садился за стол. По левую руку от него садилась мужская половина семьи, по правую - жена и дочери. Перед тем, как приступить к трапезе, хозяин брал ложку кутьи и клал ее на подоконник или на порог. Это была дань уважения предкам, так как одно из золотых правил народной культуры гласит: "Прежде чем себе - предкам".

Первый день Коляд считался исключительно семейным праздником. Те, кто по разным причинам оказывался далеко от дома, стремились завершить свои дела и вернуться к рождественскому ужину. В народе верили: будем все вместе за священным столом, так же вместе и дружно проживем весь год.

В вечер перед Новым годом (у православных 13 января - перед "старым" Новым годом) праздновали богатую, или щедрую, кутью. На этот раз каждая хозяйка стремилась приготовить как можно больше блюд (не менее 12), чтобы встретить Новый год в полном достатке и чтобы весь предстоящий год был сытым. На праздничном столе, в отличие от первой кутьи, присутствовали в большом количества мясные блюда. В народе считали, что "без парсюка і Каляды не Калядамі". Поэтому наши предки перед праздником обязательно кололи поросенка, "каб Каляды не гневаліся і далі на усе добры ўраджай".

И на вторую кутью соблюдали целый ряд правил и проводили свои обряды. Например, в кашу, приготовленную в щедрую кутью, хозяйка клала колечко. Если в начале ужина его зачерпнет хозяин, то весь год семья будет жить богато. В этот вечер старались есть очень аккуратно, чтобы даже крошки не уронить. Кроме того, хлеб нарезали и на завтрашний день. Это делали для того, чтобы все члены семьи весь год не резали рук. Верили, если в этот вечер разобьется какая-нибудь посуда, беда придет в дом.

Последней в праздновании Коляд была третья кутья, которую устраивали накануне Крещения. Этот ужин не был долгим. Люди ели торопливо, надеясь, что летом так же быстро управятся с основными полевыми работами. Заканчивалось застолье необычной, шуточной игрой-обрядом. Хозяйка брала кочергу и слегка ударяла ею хозяина. Тот быстро падал. А хозяйка тем временем говорила: "Каб так хутка снапы ў час жніва падалі". На этом Коляды заканчивались, и люди приступали к своей повседневной работе.

Сегодня во многих семьях сохранилась традиция праздновать бедную, щедрую и водяную кутью. На праздничном столе по-прежнему главным блюдом является обрядовая каша. Сегодня кутью готовят как из цельных зерен ячменя и пшеницы, так и из круп - перловой, ячневой, риса, пшена и даже гречки. Постная (бедная) кутья, как и в древности, готовится на воде, щедрая - с добавлением молока, сливок, масла.

Рецепты постной кутьи

Кутья из цельного ячменя. На 4 порции понадобится полстакана цельного ячменя, 6 стаканов воды, 4 столовые ложки сахара или меда, изюм, ягоды (малина, вишня). В большой миске замочить зерно в воде на ночь. В этой воде варить зерно в кастрюле на слабом огне 1 час. Затем добавить сахар или мед, ягоды и варить пока не получится довольно густая каша. Подавать в холодном виде.

Кутья из пшеницы. Понадобится 1 стакан пшеницы, 100 г мака, 100 г изюма, 2 столовые ложки меда, 100 г очищенных грецких орехов. Пшеницу перебрать, залить водой и оставить на ночь. На следующий день отварить до готовности, чтобы не разварилась. Мак залить водой и оставить на 3-4 часа. Затем отцедить от воды и потолочь в ступе. Изюм обдать кипятком. Орехи немного измельчить, обжарить на сковороде. Смешать сваренную пшеницу, мак, орехи, изюм. Добавить мед.

Или чистые зерна пшеницы залить холодной водой на 2-3 часа, сварить до готовности и откинуть на дуршлаг. Мед развести теплой водой, залить сваренную пшеницу, довести до кипения и охладить. Для такой каши понадобится 1,5 стакана пшеницы, 200 г меда.

Кутья из перловой крупы. Понадобится 1 стакан перловой крупы, 1 литр воды, 100 г меда, изюм, очищенные грецкие орехи. Крупу тщательно промыть и отварить до мягкости, добавив в середине варки тщательно промытый изюм. Затем откинуть на решето, обдать холодной водой, дать воде стечь и выложить на блюдо. Мед растворить с небольшим количеством воды, смешать с кутьей и толченым грецким орехом.

Или перловую крупу промыть и замочить заранее, с вечера. Утром следующего дня сварить перловую кашу, а в конце варки добавить в нее несколько ложек меда и сахара. По желанию в кутью добавить изюм или грецкие орехи. Кутью "довести", держа в тепле.

Кутья из риса с изюмом и корицей. Понадобится 1 стакан риса, 0,5 стакана сахара, 1 стакан изюма, 1 чайная ложка корицы. Рис перебрать, промыть, сварить в большом количестве воды до готовности, откинуть на сито и остудить. Добавить сахар, корицу, промытый и ошпаренный кипятком изюм и перемешать.

Рецепты богатой (щедрой) кутьи

Кутья из ячневой крупы. Понадобится 2 стакана ячневой крупы, 3 литра воды, 1 стакан молока, 0,5-1 стакан мака, 2-3 столовые ложки меда, 2 столовые ложки клюквенного или смородинового варенья. Крупу промыть, отварить в воде на умеренном огне, снимая пену. Как только крупа начнет выделять слизь, лишнюю воду слить, кашу переложить в другую посуду, добавить молоко и варить до готовности крупы, все время помешивая. Отдельно приготовить мак: залить его крутым кипятком, оставить на 5 минут, затем воду слить, мак промыть, снова залить крутым кипятком и, как только на поверхности воды начнут появляться капельки жира, сразу ее слить. Распаренный мак перетереть в ступке, добавляя по 1 чайной ложке кипятка к 1 столовой ложке мака. Подготовленный мак смешать с кашей, добавить мед и, непрерывно помешивая, прогреть на слабом огне в течение 5-7 минут. Затем снять кашу с огня и заправить вареньем.

Кутья из пшеницы с молоком. Понадобится 500 г пшеницы, 750 г молока, 50 г меда, соль. Зерна пшеницы перебрать, промыть и замочить в холодной воде на 2-3 часа. Затем влить молоко, посолить и варить до готовности. Остудить и добавить мед.

Кутья из пшена с изюмом и маслом. Понадобится 1 стакан пшена, 3 стакана воды, 0,5 стакана изюма, 50 г сливочного масла, сахар, соль. Изюм перебрать, промыть, залить горячей водой и варить до готовности. В отвар добавить нужное количество воды, сахар, соль, всыпать крупу и сварить вязкую кашу. Разложить кашу по тарелкам, в каждую положить изюм и сливочное масло.

Буду готовить кутью из риса.


+9 0

Комментарии:
tanya83
Пт, 6 января, '12
еще
извените!! не на ручку нажала!!0