× Попробуй Калорийку на Android: Get it on Google Play
Вт, 10 апреля, '12
appletree

Психология питания детей, или о стереотипе «голодающего» ребенка Психология питания

- Вы еще кормите своего малыша грудью? А мы уже кашку ввели, ведь молочка не хватает.

- Как накормить ребенка? Вся семья перед ним поет и танцует, а он зубы сцепляет!
- А наша только жареную картошку и апельсиновый сок любит, больше ничего не ест и не пьет!
- А что вы берете ребенку на прогулку, чтобы не успел проголодаться?

Сколько бы не было ребенку, вопрос как лучше всего его накормитьи куда пропадает детский аппетит, волнует родителей больше всего.

Стереотип «голодающего» ребенка

В Америке озабочены ожирением и все время увеличивающейся массой среднестатистических детей. Я не говорю, что у нас нет такой проблемы. Но все же обеспокоенных тем, что их ребенок хорошо кушает, намного меньше, чем тех родителей, которые переживают, что ребенок недоедает. Почему же у нас так популярен стереотип «голодающего» ребенка? А потому, что десятилетия страшного голода, разрухи, холокоста, войн, еды по карточкам и всеобщего дефицита не прошли мимо, а намертво закрепились в менталитете людей. Модель «наедаться, пока можно» все еще живет в умах людей, особенно у бабушек и дедушек наших детей. Сплошь и рядом молодые родители вполне здоровеньких малышей слышат от сердобольных соседок: «Ой, какой худенький у вас малыш! Наверное, плохо кушает!». На людей, для которых «хороший малыш – это упитанный малыш», рассчитана реклама детского питания, которая показывает не просто упитанных карапузов,  а откровенно толстеньких малышей. Что говорить, а в корпорациях детского питания сидят специалисты.

Голод и аппетит

Мы знакомимся с чувством голода сразу после появления на свет, в материнской утробе такое чувство было нам неизвестно. При настоящем голоде с радостью принимается любая еда. А если же хочется чего-нибудь конкретного, скажем не супа, а мороженого, то это не голод – это аппетит. Таким образом организм сигнализирует о нехватке какого-либо витамина или микроэлемента, которое у нас проявляется в желании съесть что-нибудь определенное. Но это в идеале, так питались наши предки.

Сейчас же питание перестало быть только биологической потребностью. Мы хватаемся за ложку и вилку по самым разным причинам и поводам: на праздниках и днях рождения, для того, чтобы успокоиться, поднять себе настроение, взбодриться, избавиться от скуки или одиночества, или просто потому, что «пора». В итоге боремся с булимией, анорексией, перееданием, ожирением, гастритами и язвами. А все начинается в детстве, с того самого стереотипа. Неправильное пищевое поведение и связанные с ним пищевые привычки изначально формируется по неправильному неестественному сценарию. Чаще всего все сводится к проблеме, КАК НАКОРМИТЬ РЕБЕНКА, КОТОРЫЙ ЕСТЬ НЕ ХОЧЕТ. Рискну предположить, что большинству современных детей чувство голода вообще не знакомо в принципе.

О плохих едоках и бабушкиных любимчиках

Психология питания детей, или о стереотипе «голодающего» ребенкаГолод и аппетит – это важные части биологического механизма, которым нужно дать время на «отладку». То, сколько ребенок ест, то есть количество съедаемой пищи увеличивается постепенно с возрастом, но не всегда пропорционально времени. Например, после отлучения от груди, малыши, набиравшие в месяц по 1-2 кг лишь на грудном молоке, часто вдруг становятся малоежками и худышками, кушая действительно мало.

«За весь день съедает две ложки супчика, кусочек яблочка и печеньице!», — причитают взрослые. Если малыш при этом бодр, активен и весел, то переживать не стоит. Дело в том, что у малышей на грудном вскармливании скапливается так называемый жировой запас, который расходуется как раз в период полного перехода с маминого молока на «взрослое» питание. Малыши при этом стремительно теряют в весе. Мамы и бабушки обычно не в состоянии выдержать вид «истощавшего» дитя и начинают усиленно его кормить с использованием мультиков, песен, сказок и всех доступных материалов, то есть насильно.

Стоит также учитывать, что у здорового ребенка падает аппетит летом в жару, когда ферментов и пищеварительных соков выделяется меньше. Кормлением насильно в этом случае можно добиться только расстройства пищеварения. Так же малыш плохо ест, когда неважно себя чувствует или заболел. В этом случае все силы организма направлены на борьбу с болезнью и «выделять дополнительные ресурсы» на пищеварение сейчас ни к чему.

Плохими едоками в определенный период жизни становятся все дети, но проблема чаще всего временная и скоро проходит сама. Однако, обеспокоенные родители при малейшем отклонении от того, что они считают 100% аппетитом, заставляют ребенка есть – пусть и не напрямую, но заговаривая ему зубы, уговаривая и обещая подарки и сладости. Так запускается порочный круг питания, выйти из которого очень непросто.

  • Ребенок перестает постоянно ощущать чувство голода и уже не имеет возможности самостоятельно контролировать процесс питания, подчиняясь правилам взрослых.Естественный механизм формирования пищевых привычек ломается. То есть ребенок ест не тогда, когда хочет и его организм готов принять пищу, а тогда, когда считает нужным взрослый.
  • Когда малыша кормят насильно, его практически всегда перекармливают. И в будущем все попытки такого ребенка избавиться от лишнего веса скорее всего провалятся, ведь контролировать размер порции он сможет лишь неимоверным усилием воли.
  • Ребенок учится быть манипулятором и спекулировать на еде, добиваясь желаемого. Трудно его за это винить, ведь взрослые сами вручили ему в руки рычаг управления. Поэтому не удивляйтесь, если, в конце концов, за каждый съеденный ужин или обед малыш будет требовать подарок.
  • Предлагая десяток блюд на выбор, взрослые учат ребенка капризничать и перебирать. А поощряя сладостями после еды, родители подчеркивают, что есть «невкусная» еда после которой последует «хорошая».

Как исправить ошибки в пищевом воспитании ребенка?

Исправлять ошибки гораздо сложнее, чем не допускать их. Если пищевые привычки у ребенка уже сформировались, семье остается только действовать сообща и набраться терпения. Универсального сценария, который бы подошел всем, к сожалению нет. Каждый случай «войны на кухне» с ребенком индивидуален, но можно предложить общие правила.

  1. Прежде всего, успокойтесь. И примите как факт, что у ребенка есть чувство самосохранения, благодаря которому он не будет голодать. Отказывается есть, значит, нет аппетита. Ну и пусть идет, гуляет. Дети, у которых механизм формирования голода испорчен, могут просто не распознавать чувство голода, это правда. Они понимают, что их что-то беспокоит, но не осознают, что это голод, продолжая отказываться от еды. В этом случае, напейтесь валерианки, но решитесь на 2-3 полуголодных дня, однако, прекратите заставлять и уговаривать, еще ухудшая этим ситуацию.
  2. Будьте последовательны. Если уже решили следовать определенной схеме, то и придерживайтесь ее. Шаг в сторону равносилен провалу.
  3. Действуйте заодно. Если бабушка абсолютно против намеченного вами плана изменения пищевых привычек ребенка, ничего не получится. Это может стать самым сложным в решении проблемы детского питания, но попытайтесь достичь консенсуса в этом вопросе, ведь на кону здоровье всеми вами горячо любимого ребенка.
  4. Хороший аппетит нужно «нагуливать» на свежем воздухе и активными играми, а не сидением возле телевизора или компьютера. Дети, которые мало гуляют, обычно и едят мало и плохо.
  5. Дети обычно подражают взрослым. Покажите, как вы едите с удовольствием, но при не показывайте никакой обеспокоенности по поводу того, поест ребенок или нет.
  6. На заставляйте ребенка съедать все до последней крошки.Если жалко выбрасывать остатки, а ребенок все равно все не съедает, уменьшите порцию, кладите в тарелку всего по чуть-чуть.
  7. Никогда не стоит предлагать ребенку еду для того, чтобы отвлечь, успокоить, заманить, уговорить. Первый вкусный кусочек, который становится источником не пищевого, а эмоционального удовольствия – это первый шаг в формировании вредной привычки заедать свои чувства и эмоции, успокаиваясь едой.

+12 0

Комментарии:
Future_Fantazy
Ср, 11 апреля, '12
еще
А не подскажете где можно почитать про обратный случай? Когда ребенок с самого рождения просто зависим от еды. В частности при грудном вскармливании не успокоется пока "не выжмет все до самого конца". А при переходе на каши приходится подавать при первом требовании. А при попытках приучить к режиму, начинается истерика и слезы, в плоть до температуры и т.д.

Просто сейчас поискала материал, но везде как правило приводится пример тех же сердобольных бабушек и чрезмерной любви всей семьи к частому и не правильному питанию.
+1
appletree
Чт, 12 апреля, '12
еще
может быть,ребенок так реагирует, потому что ему необходимо именно грудное молоко, т.к. организм в этом нуждается? ...дети не могут сказать словами, а выражают эмоциями. хм...
http://www.kidly.ru/do_3_mesjacev/rezhim_kormlenija.html
0