Самую лучшую кровь и наибольшую бодрость доставляют такие виды пищи, как травы, овощи и разного рода хлебные зерна, также хлеб и различные блюда, приготовленные из молока. Т. ТРАЙОН
В соответствии с научной классификацией под вегетарианством понимают систему питания, допускающую применение в пищу только растительных продуктов. Слово «вегетарианство» произошло от латинского «вегетацио», что означает «растительность». Среди вегетарианцев различают несколько групп. Первая группа — веганы, или, как их называли раньше, старовегетарианцы. Это строгие вегетарианцы, не использующие в питании животного белка. Представители этой группы утверждают, что человек по своей природе должен питаться только растительными продуктами, такими как картофель, горох, бобы, рис, маис, а также различными фруктами. При этом они считают вполне допустимой кулинарную обработку пищи. Среди строгих вегетарианцев есть особая группа, так называемые сыроеды, или натуристы, которые совершенно отрицают необходимость какого бы то ни было приготовления пищи. Вторая группа вегетарианцев — так называемые младовегетарианцы — включает в свой рацион наряду с растительной пищей молоко и молочные продукты. Их называют лактовегетарианцами. Если младовегетарианцы кроме молока и молочных продуктов потребляют также и яйца, то их называют лактоововегетарианцами.
В современном мире насчитывается около 1 млрд. сторонников вегетарианского питания. Если ранее вегетарианство было почти всегда связано с религиозными или философскими убеждениями, то теперь основными причинами такого перехода, как правило, являются: желание сохранить здоровье, достичь активного долголетия, профилактика ряда заболеваний, чаще всего сердечно-сосудистых и обменных нарушений, заболеваний желудочно-кишечного тракта, в ряде случаев опухолевого роста и т. д. Значительную роль играют также соображения этического характера.
Опрос 268 вегетарианцев показал, что помимо определенной системы питания они придерживаются и определенного образа жизни. 94% обследованных были некурящими, 73% занимались спортом, из них 31% — почти ежедневно я 19%—несколько раз в неделю. Все опрошенные вегетарианцы не страдали избыточной массой тела. Так, средний рост в группе мужчин составлял 176±6,9 см, масса тела — 67 ± 8,6 кг, при идеальной массе тела для них — 68,2 кг. В женской группе средний рост составлял 164±6,4 см, масса тела — 57±7,3 кг, при идеальной массе 54,6 кг.
Вегетарианцы отдавали предпочтение сортам из цельного зерна, богатым балластными веществами. 44% ежедневно употребляли ржаной хлеб грубого помола и только 18% — белый хлеб. Бобовые, за исключением сои и соевой муки, вегетарианцы употребляли сравнительно редко. Зато распространенное и любимое блюдо на завтрак — это так называемое мюсли — овсяные хлопья, смешанные с орехами или изюмом, или с тем и другим вместе. Наиболее распространенным видом кулинарной обработки было тушение овощей (при варке быстрее разрушаются витамины). Опрошенные всех групп сравнительно редко употребляли сахар (45% из них ежедневно включали в свой рацион мед и только 5—6% — белый сахар). Опрошенные вегетарианцы почти не пили кофе и черного чая. Натуральный кофе они заменяли ячменным, а черный чай — травяным или фруктовым. Вегетарианцы почти не употребляют алкоголя. Пиво и вино ежедневно употребляли только 3% вегетарианцев, несколько раз в неделю — 16%. Крепкие спиртные напитки никогда не употребляли 70% опрошенных, редко употребляли — 20%.
Система питания и образ жизни вегетарианцев способствуют тому, что они реже посещают врачей и меньше принимают лекарства. Исключение составляют витаминные добавки. Ежедневно их принимают 24% опрошенных, несмотря на то что вегетарианские рационы, как правило, богаты витаминами.
Как сообщает «Журнал американского диетического общества» (1974), из 100 человек, перешедших на вегетарианские рационы, у 51 человека уменьшилась масса тела, у 32 — исчезли функциональные расстройства в системе органов пищеварения, у 60 — наступил положительный сдвиг в настроении, у 53 — улучшились зрение и слух, у 40 — реже возникали простудные заболевания, у 10—15% исчезли ломкость ногтей, выпадение волос и т. д.
У мужчин-вегетарианцев частота возникновения сахарного диабета составляет 0%, тогда как уровень заболеваемости невегетарианских пар составил 2,6%; у женщин-вегетарианок частота сахарного диабета составляла 3,2%, у невегетарианок— 6,4%. Таким образом, женщины, находящиеся на смешанном питании, болеют диабетом в 2 раза чаще.
Что касается повышения кровяного давления (исследовали такое же количество мужских и женских пар, как и в предыдущем случае), то у мужчин-вегетарианцев случаи гипертонии отмечались в 13,2%, у невегетарианцев — в 23,7% (т. е. почти в 2 раза чаще), у женщин-вегетарианок — в 4,8% случаев, а для питающихся смешанной пищей этот показатель равен 27% (т. е. более чем в 5 раз чаще).
Случаи инфаркта миокарда изучали у 39 пар мужчин-вегетарианцев и 39 пар невегетарианцев и 64 аналогичных женских пар. Среди мужчин-вегетарианцев процент заболеваемости инфарктом миокарда составил 2,6%, тогда как среди невегетарианцев—15,4% (т. е. более чем в 5 раз чаще), среди женских вегетарианских пар— 17,2%, а для находящихся на обычной смешанной диете этот показатель составил 29,7%.
Заболевания почек и мочевыводящих путей у мужчин и женщин-вегетарианцев и не вегетарианцев встречались в этом обследовании почти с одинаковой частотой.
Заболевания печени, желчного пузыря, желчевыводящих путей и поджелудочной железы встречались у мужских пар невегетарианцев в 2 раза чаще, чем у вегетарианцев, у женщин частота их была примерно одинаковой. Повышенное содержание в крови мочевой кислоты и связанное с этим заболевание — подагра — у мужских вегетарианских пар (их было 39) , составило 7,7%, тогда как этот показатель для 39 невегетарианских пар равнялся 12,8%.
Анализ приведенных данных показывает, что вегетарианцы по сравнению с невегетарианцами в 2—5 раз реже страдают сахарным диабетом, инфарктом миокарда, гипертонической болезнью, обменными нарушениями.
Таким образом, переход на вегетарианское питание значительно улучшает состояние здоровья человека.
Вегетарианство — это способ питания, исключающий потребление мясных и рыбных продуктов; это также учение о том, что естественной пищей человека являются продукты растительного происхождения.
Вегетарианство существовало всегда. Люди, как и приматы, в самом начале своего существования питались лишь растительной пищей. О генетической приспособленности человека к растительной пище свидетельствуют его жевательный аппарат, наличие червеобразного отростка — аппендикса (участвующего в усвоении клетчатки), более низкая температура тела, чем у хищников. Предки человека обитали в регионах с жарким и влажным климатом, в окружении богатой растительности и питались листьями, фруктами, орехами. Лишь экстремальные условия заставили человека обратиться к неестественной для него пище — мясной. В ледниковый период человек перешел на питание мясом, чтобы выжить. Привыкнув к мясной пище, человек продолжал употреблять ее и далее, когда крайняя необходимость в этом отпала. Поэтому факты возникновения вегетарианства в различных регионах мира правильнее назвать возвратом человека к исконному способу питания, запрограммированному генетически. Обращение людей к вегетарианству свидетельствовало о поисках ими более здоровой жизни, нравственной силы, стойкости, о более гуманном мироощущении. Вегетарианство считалось обязательным во многих религиозных и философских учениях, так как опыт человечества показывал, что отказ от мяса способствовал духовному развитию. Вегетарианский способ питания отвечал требованиям умеренности и самодисциплины, которые всегда считались основой самосовершенствования человека; вегетарианство противопоставлялось распущенности, невоздержанности, культу физических удовольствий, ослабляющих и принижающих человека. В христианской религии нигде нет прямых запретов употреблять мясо, однако мясная пища считается противопоказанной, если человек стремится к духовному совершенствованию. Не только монашество дает обет воздерживаться от мясной пищи, но и все верующие не должны употреблять мясных и даже молочных продуктов в дни поста (эти ограничения имеют также глубокий медицинский смысл).
Предрассудок о безусловной необходимости смешанной животно-растительной пищи зародился исторически, вследствие долговременной привычки зажиточных классов европейского населения, а также вследствие удобств, представляемых этой пищей.
Этика вегетарианства рассматривает вопрос морального права человека на лишение животных жизни для удовлетворения своих потребностей. В первую очередь это касается вопроса, совместимо ли с нравственностью высокоцивилизованного человека употребление мясной пищи. Однако этическое вегетарианство затрагивает не только вопрос боен, использования животных в пищу. Человек отнимает жизнь у животных и для того, чтобы использовать их кожу и мех.
Формирование этических воззрений у человека отражает определенный уровень сознания последнего: способности анализировать свои поступки, делать выводы о своем поведении. На протяжении веков этика была призвана научить человека правильной, нравственной жизни, предлагая ему систему норм нравственного поведения.
Насилие остается частью жизни современного человеческого общества — это разрешение через войны конфликтов между государствами, преступная деятельность уголовных и террористических элементов, насилие со стороны государственного аппарата по отношению к обществу в странах с недемократическим режимом и многое другое.
Казалось бы, это не связано с отношением человека к животным. Но это не так: жестокость к животным — отражение низкого нравственного уровня общества, неразвитой способности к сопереживанию, отсутствия альтруизма у членов общества. Еще в античной Греции философ и ученый Пифагор считал, что тому, кто спокойно убивает животное, нетрудно убить и человека. Представляется все-таки, что плохое отношение к животным — не причина жестокости человечества, а показатель, индикатор его этического уровня. Если сейчас все больше людей озабочены страданиями и гибелью животных, причиной которых оказывается человек, то это можно рассматривать как признак роста нравственного уровня общества.
По мере развития духовности многие люди стали ощущать себя неуютно оттого, что их деятельность была связана с причинением страдания другим существам и их умерщвлением. Уже в древние времена некоторые философы пришли к выводу, что человеку, как существу Нравственному, не подобает осквернять себя, убийством.
Великие вегетарианцы оставили после себя значительные философские и литературные труды; их вклад в формирование этики начинается с эпохи античности. Среди прославленных мыслителей, философов эпохи античности были убежденные вегетарианцы. Наиболее известные из них — Пифагор, Платон и Плутарх. А в эпоху Возрождения (XV в.) Леонардо да Винчи писал: «Наступит время, когда люди будут смотреть на убийство животных, как они теперь смотрят на убийство человека». В Европе того времени насчитывалось много известных деятелей культуры, медицины, которые были вегетарианцами. В XVIII в. среди известных сторонников вегетарианства были Вольтер и Руссо. Руссо считал противоестественным для человека питание мясом и негуманным лишение жизни животных ради вкусовых ощущений. Руссо писал: «Как на одно из доказательств того, что мясная пища не свойственна человеку, можно указать на равнодушие к ней детей и на предпочтение, которое они всегда оказывают овощам, молочным блюдам, печениям, фруктам и т. п.». На рубеже XIX—XX вв. возвышается фигура Льва Николаевича Толстого, этический вклад которого в человеческую культуру был не менее велик, чем его писательское наследие. Глубокая страстность Л. Толстого в решении важнейших вопросов человеческого бытия, величайшая честность перед самим собой и перед людьми, восприимчивость к чужому страданию повлияли и на его подход к проблеме отношения человека к животным. Он считал, что культура и нравственность человека несовместимы с жестокостью, убийством, на кого бы эта жестокость ни была направлена. Прежде чем причислять себя к категории нравственных людей, каждый человек, считал он, должен снять с себя личную ответственность за убийство живых существ, перестать есть мясо. Его статья «Первая ступень» и посвящена этому вопросу: первой ступенью нравственного совершенствования человека должен стать отказ от участия в насилии над беспомощными существами.
Вегетарианство сегодня
Вегетарианство обычно понимается как питание, исключающее мясо. Но правильнее сказать, что вегетарианство — это образ жизни и образ мышления, исключающие потребление продуктов, полученных путем убоя: мяса, рыбы, птицы. В настоящее время 5% населения мира — вегетарианцы, и вегетарианство стремительно распространяется.
Взрослые женщины (10%) чаще становятся вегетарианками по сравнению со взрослыми мужчинами (4%), но самый большой прирост вегетарианцев наблюдается в двух возрастных группах: 16—24 и 55—64 года. Молодые люди в возрасте 11 —18 лет чаще взрослых становились вегетарианцами из-за этических соображений, связанных с отношением к животным, а взрослых чаще волновали вопросы здоровья и охраны окружающей среды. Более 2/3 молодежи в возрасте 11 —18 лет (67%) заявили, что они без посторонней помощи стали вегетарианцами, а 1/3 искала совета у людей или организаций, когда переходила на вегетарианское питание.
Взято из книги "Все о вегетарианстве" Медкова И. Л., Павлова Т. Н., Брамбург Б. В.